В фэндоме существует расхожее мнение, что это Сара придумала Джарета. И воплотила его - или только вообразила, что воплотила. Доказательств этому в фильме немало, но их можно трактовать и по-другому. Идея не моя - но точно так же Джарет мог придумать и воплотить Сару.
Создатели фильма очень постарались запутать этот вопрос. Белая сова, наблюдающая за Сарой в парке, игрушки, изображающие обитателей Лабиринта в её комнате, плакат с "Относительностью" Эшера, фотография Дэвида Боуи или похожего на него человека рядом с красивой женщиной (по новеллизации это мать Сары).
Фигурка короля гоблинов в синем фраке ( и с рожками)), и наконец, книга про Лабиринт... Откуда она у Сары? Находить эти мелочи очень забавно, но они довольно-таки запутывают эту историю.
Так кто же придумал кого? Или никто никого?
Если честно, именно этот вопрос мне не особенно интересен. Глюки они глюки и есть. Я предпочитаю рассматривать Лабиринт и Джарета как реальность (в фильме, разумеется). Вообще даже если кто-то из них и придумал другого и всех остальных - придумка стала реальностью, и вся история разыгрывается по реальным законам. И после завершения остаётся в реальности...
Поэтому всё, что происходит в фильме, я буду трактовать с точки зрения реальности - дружбу, любовь, препятствия при достижении цели, детский эгоизм, смелость, стойкость, скуку и перевернувшийся мир. А он перевернулся для всех героев этой истории.
Добро пожаловать в Лабиринт
Ну конечно, "Лабиринт" навеян многими известными произведениями и мифами. То, что легко проследить:
Алиса, попадающая в сюрреалистическую Страну Чудес и Зазеркалье...
Персефона, которую похитил влюблённый Аид и увлёк в своё подземное царство...
Золушка, сбегающая с бала, когда часы бьют двенадцать, чьё роскошное платье в этот момент превращается в обычную одежду... Туфельку Сара, правда, не теряла, но и Джарету это ни к чему, он знает, кто его прекрасная гостья)
Белоснежка с её дружбой с гномами, в чьих ролях выступают обитатели Лабиринта, встреченные Сарой на пути, с её отравлением заманчивым фруктом...
Дороти из "Волшебника страны Оз" (Элли из "Волшебника Изумрудного города"), с их путешествием по волшебной стране с целью вернуться домой, с нахождением друзей...
Всё это переосмыслено в "Лабиринте", всё органически вплетено в совершенно новую и увлекательную сказку.
Это только то, что лежит на поверхности. Глубже - что-то видно, а что-то - я даже не представляю, сколько всего нужно знать, чтобы это проследить.
Совершенно детская история. При этом с совершенно взрослыми деталями. Я, как всегда, сижу и хлопаю глазами перед талантом людей, которые могут создавать такие вещи.
Дети и взрослые, посмотрев "Лабиринт", увидят совершенно разные истории. И всё это в фильме заложено сознательно. Плюс то самое волшебство, которое возникает независимо от усилий - оно свершится или нет, как пожелает само. Что делает культовую историю таковой? Да, талант, и много работы, и немного удачи, но и нечто эфемерное, то, что невозможно предсказать, просчитать - волшебство. В "Лабиринте" оно есть.
Верхний слой фильма - для совсем маленьких детей - приключения, преодоление препятствий, забавные персонажи, обретение друзей, победа над коварным злым волшебником. По мере взросления этот слой не исчезает, но открываются другие. Ниже лежит история взросления, отказа от подросткового эгоизма, от привычек, тянущих вниз, побуждающих замкнуться в себе, поворот к новой жизни, новым интересам, от предметов и фантазий - к людям. Ведь как бы ни были чудесны фантазии, люди - живые. И это важнее всего.
Ещё ниже - осознание собственной сексуальности, своих желаний, вступление в мир соблазнов.
И через весь фильм проходит идея правильного выбора, выбора своего пути.
И принятие этого мира, могущего быть и таким несправедливым, и таким прекрасным.
Также куча аллюзий, ассоциаций, мелких примочек и фишек. Например, чёрные куры в тронном зале замка Джарета (та ещё помойка, между нами) меня удивляли недолго. Ровно до сих пор, пока не вспомнилась "Чёрная курица, или Подземные жители" Антония Погорельского, книга 1829 года. История про маленького мальчика, подружившегося с... фейри? С кем-то вроде них. Которые умели превращаться в этих самых чёрных куриц. Не думаю, что авторы "Лабиринта" читали Погорельского, скорее, они, так же как он, черпали из одного фольклора. Но сама связь...
Джарет внезапно и конечно, ненамеренно, связывается с Воландом.
Тут такая штука... Две инфернальные сущности, да, но их, этих сущностей, в нашей ноосфере немало, и можно было бы даже не задумываться, что между ними есть связь... Конечно, создатели "Лабиринта" не имели её в виду, но она возникла. А может, и имели? Этого никто не скажет.
"Два глаза упёрлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и чёрный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней."(с) Это совпадение, конечно, но такие совпадения случаются раз в сто лет. Дэвид Боуи с его травмированным левым глазом, с этой неземной разноглазостью... нет, Джарет не Воланд, конечно. Но само совпадение удивительное.
Какие фишки там ещё кроются - даже не знаю, какое нужно образование, чтобы все их считать. И какое воображение. У меня есть, например, некоторые соображения, почему Джарет всегда в перчатках, но это чистое даже не ИМХО, а так, сотрясение воздуха без малейших доказательств.
К "Лабиринту" можно приплести также феминизм, вуайеризм,
У меня на эту тему своя точка зрения, которая разделяется по сути на две. Одну тему - "бойцы и жертвы в обыденной жизни" я расписывала не раз.
Вторая - как это прекрасно - подчиняться или управлять, то, что часто ищут в Лавлессе, цепи там всякие, как это прекрасно - быть идеальным Бойцом, и тому подобное (бла-бла-бла - я буду твоим рабом) - я прямо и открыто посылаю, что тоже делала не раз. В пешее эротическое) Нинада нам такого счастья. Ни фига это не прекрасно. Дрянь это как есть, мусор в голове. И этот мусор у Джарета в голове присутствует, и он цепляется за него до конца, и пытается замусорить голову и Саре, на чём и терпит сокрушительное поражение. И это прекрасно, ящитаю))) Оочень люблю, когда весь этот мусор уверенно шлют далеко, как это и сделала Сара. На помойке Лабиринта ему место. Нет, в болотах Вечной Вони)
Но про этот аспект подробнее будет дальше, а пока...
А теперь -
Если рассматривать героев "Лабиринта" с точки зрения типирования по Лавлессу, картина такая:
Сара - однозначно жертва. Не люблю этого слова, в русском оно совершенно не передаёт своего смысла. Агнец - тоже мимо. "Жертвующий" - так будет ближе, но всё равно не то. Адекватного перевода, увы, нет.
Итак, Сара - жертва ярко выраженная, сильная, ещё неопытная, но уже вовсю проявляет качества жертвы - лидерство, мотивация других, привлечение их к себе, пусть не всегда осознанное. Создание для них смысла существования, стимуляция поворота в судьбе, переход на новый, более высокий уровень. И всё это делается естественно, без усилий - хорошая жертва делает это как дышит, это у неё в крови.
Подтверждение этому - Хоггл, Людо и сэр Дидимус. Жизнь всех троих резко изменилась в результате такого короткого знакомства с Сарой. Хоггл преодолевает свою трусость, обретает смелость и друзей, и несмотря на периодические рецидивы трусости и эгоистичности, доказывает своё изменение делом. Людо так же обретает друзей, возможно, впервые в жизни. Сэр Дидимус - ну конечно, друзья, а ещё он покидает свой одинокий пост на болотах (наверняка порядком надоевший), и отправляется совершать рыцарские подвиги - то, для чего он рождён.
Все трое - бойцы, и Сара выступает жертвой для всех них. Три рыцаря и их прекрасная дама. Куртуазность) *умилилась* Ыы))
А вот Джарет... С ним не так просто. Тут всё зависит от главного. А главное тут, ИМХО - чем было его поведение в эшеровой комнате в финале? Все эти признания и предложения - правда, или он лгал, чтобы потянуть время? Я не могу ответить на этот вопрос однозначно. Всё это можно повернуть как угодно.
Есть три возможности - ложь, правда, частичная правда.
Ложь - это очень грустно и рушит всю любовь и романтику, и кстати, один из слоёв фильма напрочь. И главное - рушит всю надежду на лучшее для Джарета. Потому что тогда он проиграл. Совсем и окончательно. И поделом. Но этот вариант, как нетрудно догадаться, мне не по душе.
К счастью, однозначных доказательств ему нет. Создатели фильма очень старались избежать однозначности, и это им удалось)
Правда - ну что сказать... я не верю, что он так уж безумно влюбился в Сару, что прям жить не мог. Не с чего ему было так влюбляться. Времени даже толком не было.
То есть можно принять его слова за истину, тем более, что он вроде бы не лгал ни разу. Могу даже поверить, что он сам верил в то, что говорил в тот момент. Что не значит, что всё так и было.
А мухлевать Джарет умеет, о да. Тут у него большой опыт, это его стихия.
Что он там вещает - "я всё делал для тебя, делал, что ты хотела" - не очень мне в это верится. Это "я делал то, что ты хотела" по фактам его дел очень уж легко заменяется на "я делал то, что хотелось мне". Ну одно и тоже ведь выходит!
Я выбираю третий вариант - частичная правда. Сара совершенно несомненно его заинтересовала, да и немудрено. И можно сказать, что его мир действительно перевернулся. Пятнадцатилетняя девчонка одолела, победила его! Причём играя по его правилам. В его королевстве. Ничего не имея противопоставить его магии, его опыту... только свою волю и чистоту души.
Тут не хочешь - заинтересуешься... Ну что ж, это гораздо лучше, чем ложь. И по мне - в чём-то даже лучше, чем правда. Потому что тогда у обоих остаётся свобода для роста.
Да, так кто же у нас Джарет?
Опять три варианта. В случае лжи - жертва, пытающаяся подчинить другую жертву. Это вариант почти всегда - локальный конец света, аннигиляция всего живого в радиусе видимости))
Это худший вариант. Взаимоуничтожение, или победа такой ценой, что корёжит всю жизнь.
Второй - уже сталкивались с дер Тодом. Инфернальные сущности могут не быть ни жертвой, ни бойцом. Но честно говоря, я думаю, что тут скорее может не хватать данных, поэтому они и не поддаются классификации. С этими инфернальными частенько так)
И третий вариант - внушающий надежду на лучшее - боец. За это много всего. У меня тут больше на эмоциях, по правде говоря. Но сам факт того, что Джарет так запал на Сару-жертву...
Сара ему нравится с самого начала. Ровным счётом ничего серьёзного за этим не стоит, но это его "как жаль..." перед Лабиринтом... Возможно, ему действительно жаль, что такая милая девочка обречена преодолевать Лабиринт. Сидела бы дома, играла в игрушки, в самом деле...
Постепенно по мере продвижения Сары по Лабиринту она интересует его всё сильнее, но опять же ничего особенного. Ну дошла дотуда, куда не должна была доходить... ну выбралась из его ловушек... великого Джарета всё равно не одолеть, это даже не обсуждается, этого не может быть никогда.
"Накрывает" его когда она уже подходит к замку. Вот в то, что его мир перевернулся, я очень даже верю. То, чего не могло быть никогда, случилось. И это сделала она. Вот взяла и сделала. Ну что ж, получай, Король гоблинов... Если честно, давно пора. Хватит киснуть, тебе же скучно, всё уже было... и всё достало, и ты это прекрасно знаешь - можно обмануть других, но не себя, и голова болит, и гоблины несут всякую чушь как обычно, и никого близкого рядом - тебе ведь никто не ровня, да? - и так много лет, и вот так - всю жизнь?.. И это всё?!
Вот он - шанс всё изменить.
Ах, Джарет, тебе очень повезло. Встретить такую девушку. И заинтересовать её собой. Не упусти этот шанс. Перевёрнутый мир надо строить заново. Я надеюсь, что ты построишь его не на мелкой дешёвой
Но я верю в тебя. Ты лучше, чем тебя пытаются представить. Извлеки урок из этого поражения. Тебе это пойдёт на пользу, а там, кто знает... если ты и правда её любишь, ты же не оставишь всё так, как есть? Знаю, не оставишь)) Ох, Джарет, включи голову наконец) Я за тебя болею)))
Продолжение будет.