Н-даа...
А вообще со всеми этими спорами мне захотелось пересмотреть первоисточник. Аниме и мангу. Надо сделать. Два года с первого просмотра... И больше года с последнего))

@темы: Мысля, Лавлесс

Комментарии
25.04.2011 в 14:21

Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы (Ф. Ницше)
Не знала, где написать этот комментарий, просто именно с чего так сказать началось все) Почему-то выбрала вашу запись, потому что "Резльутат дум") Вообще-то надо было куда-то к Жертвам и Бойцам, но тут немного о другом.
Наверно, я буду ужасна -оставлю длинный-предлинный комментарий и начну очень издалека, так что покажется, что пишу не по теме.
Когда-то давно мне предложили почитать Амели Нотомб «Словарь имен собственных»… и меня восхитило. И я решила ознакомиться с её творчеством подробней. А самой известной её книгой является «Страх и трепет».

До этого я как-то ничего особо не читала о Японии (у меня был ассоциативный ряд: хокку, гравюры, японские куклы, кабуки, сакура – и все вызывало восхищение – а потом была Нотомб) Меня так напугало – что я год никаким боком не соприкасалась с японской культурой – у меня шло инстинктивное отторжение. Потом правда успокоилась и решила разобраться.

Автобиографический роман – как Амели хотела стать японкой. В 6 лет её увезли из Японии ( а это её родина, ибо дочь дипломата) она хотела вернуться и стать японкой. и вот принимают такое чудо на работу переводчиком (ибо она лингивист) в крупную токийскую корпорацию.
А дальше? Дальше начинается безжалостная ломка человека под систему. Все японское общество построено на жесткой вертикальной иерархии, где отношения «приказ –подчинение» являются основополагающими, и человека (ибо по природе все же человеку несвойственна эта система морально) нужно ломать. Один диалог меня просто поразил:
— Замолчите! Как вы смеете оправдываться? Господин Омоти очень сердит на вас. Вы создали отвратительную обстановку на совещании сегодня утром. Как наши партнёры могли чувствовать себя непринуждённо в присутствии белой, которая понимает их язык? С этого момента вы больше не говорите по японски.
Я посмотрела на него с удивлением:
— Простите, что?
— Вы больше не знаете японского языка. Ясно?
— Но, в конце концов, компания Юмимото наняла меня именно за знание вашего языка!
— Мне всё равно. Приказываю вам больше не понимать японского.
Это невозможно. Никто не смог бы подчиниться подобному приказу.
Подчиниться всегда можно. Это то, что западные умы должны были бы понять!
Я сразу представила где-то в мозгу кнопку «удалить», как в компьютере. Но хм. человек не машина, не компьютер, это как вообще можно такое сказать?? Конечно, никто не бил Амели, но мучили, прямо скажем, немилосердно –ничего не объясняя, просто за каждый проступок –наказание и все.
И дело даже не в том, что она бельгийка (просто европейского человека не «вгоняли» ранее в систему зависимости и поэтому он контрастно отличается от остальных работников фирмы), дело в том, что даже если твой начальник идиот, гад, мерзавец последний – уйти нельзя, то есть Амели- то ещё можно, а японцам с их позиции –нельзя. Потому что есть некое «чувство долга». Овчинников (автор Ветки сакуры – лучшее что написано о Японии на мой взгляд на русском языке) цитировал "Воспоминания о Японии" Агапова "Ты верен не потому, что нечто, чему ты верен, хорошо, а ты хорош потому, что верен. Если ты верен -ты хорош, если ты не верен -ты негодяй" Но подобная идея, не окрашенная человечностью, отвратительна. Более страшную формулу вообще трудно изобрести. Есть в ней нечто от нивелирования человека, его собственной сущности превращение в некий механизм, поддерживающий работу той или иной системы. Существует черная шутка о японских корпорациях – во всех странах работникам начисляют зарплату, а в Японии надо начислять амортизацию на сотрудников, как на некое оборудование.
По словам того же Овчинникова "Европейца эта мораль может легко довести до сумасшествия" (там впечатление создается что у Амели едет крыша, и при это она работает честно свой год, не уходит – хотя может, в этом было что-то от желания вынести и понять эту систему и Японию скорее всего) . Для японца -быть выкинутым из этой системы - проблема мирового масштаба, просто непонятно зачем вообще жить и все – жизнь возможно только ради, во имя и так далее –причем не идеалов, нет, а системы и вместе с тем, того, кто стоит выше в этой системе , как Овчинников назвал это : жажда зависимости. (вот она, система пожизненного найма в корпорациях, столь необходимая японскому обществу). Это идея –«знай своей место», то есть счастье лишь в том, чтобы находиться на определенном, отведенном тебе месте, а как там с тобой обращаются – тебя вообще волновать не должно.
Вообще-то говорит Нотомб больше о судьбе японской женщины, НО слова можно отнести в целом, ко всему обществу. Как бы что вбивается японцам в голову: «Безупречность не принесет тебе ничего, кроме безупречности, здесь нет причин ни для гордости, ни, еще того менее, для удовольствия.» «Я никогда не смогу перечислить все твои обязанности, потому что в твоей жизни не будет ни минуты, когда ты не будешь подчиняться одной из них.» «Ты обязана жертвовать собой ради других..»
Никогда не видела отрицания этой системы у самих японцев. Фильм снятый по этому роману, на ура прошедший много где не решился купить ни один прокатчик в Японии (хотя фильм совместный, японско-французский) И почему –то обозначен комедией. КОМЕДИЯ??? Господа, когда человека безжалостно превращают в механизм, инструмент, выворачивая его душу наизнанку, загоняют в рамки подчинения, беспрекословного и полного, лишая его прав, –это, по-вашему комедия???
У меня был шок – дикий шок – люди!! Вы же ЛЮДИ!! И перед вами – ЛЮДИ! Не механизмы, не оборудование, не собаки, (хотя и собаками так обращаться не будешь) почему вам надо истязать и мучить ниже стоящих, унижать и втаптывать их в грязь? Почему вы, те, нижестоящие – терпите это, покорно и безропотно, как будто вам нравится это?! Потом, конечно, забылось (фильм, кстати, смотрела сосем недавно, впечатления свежайшие поэтому)
И вот тут встречаю у японки ( японки!!!) отрицание этой системы – да, Юн Кога меня мягко говоря удивила. То есть на первых 5 минутах «Те, кто использует других –дураки, те кто позволяет себя использовать –дураки дважды. Я ненавижу дураков» от японца – это странно. Мозг сразу сработал «в плюс», и только потом уже значительно после до меня дошло – но ведь, хм, мальчик какой-то неправильный японец, совершенно неправильный. Ему, скажем грубо, предлагается место в иерархии (место в иерархии это ключевое понятие) А он его отвергает – ни подчиняться, ни приказывать он просто не хочет, причем упорно. А вообще –то это ж от ницшианства «Если ты раб, то ты не можешь быть другом. если ты тиран –то ты не можешь иметь друзей»
И все же удивила меня идея свободы… Именно гуманной свободы, отношению к людям как к людям, отрицание, прямо открытое, этого подхода к человеку как к инструменту.
И я «отравилась») Я просто хотела объяснить, что меня так зацепил Лавлесс и провести параллель с другим замечательным произведением)))

Надеюсь, я своим потоком болтовни вас не сильно утомила...:alien:

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail